Интернет-лекторий для беременных женщин

17.06.2024

    Школа матери

 
На сайте поликлиники работает Школа матери. 

Здесь Вы можете получить консультации специалистов:

  • По правам и льготам женщины-матери.
  • По здоровому образ жизни и здоровью ребенка.
  • По профилактике жестокого обращения с детьми.
  • По подготовке к кормлению ребенка грудью. Преимущества грудного вскармливания.
  • По основам питания детей до 3-х лет.
  • По анатомо-физиологическим особенностям новорожденного.
  • По подготовке к приему новорожденного из родильного дома.
  • По уходу за новорожденным.
  • По профилактике синдрома внезапной смерти младенца.

ЛЕКЦИЯ 1

Итак... Вы беременны и, наверняка, с нетерпением ждете рождения своего ребенка.

Уже сформировано общение будущей матери и плода. Ребенок не должен испытывать внутриутробный страх: он желает понравиться своим родителям, боится их разочаровать. Для него важна забота о нем, ваш голос. Следует называть его «солнышко мое». Мать сама того не ведая формирует ребенка в соответствии со своими мыслями, чувствами, образом жизни. Еще внутриутробно формируются такие черты характера будущего человека, как благородство, прозорливость, эстетичность, или - духовная глухота, агрессия - в будущем!

Мать и ребенок еще внутриутробно - это единое, целое и всегда должна быть мысль - мы.

Ребенок должен к дню рождения иметь положительный эмоциональный фон. Начало рождения - это первая психологическая модель поведения человека в стрессовой ситуации. У матери не должно быть страха к родам, страха к предстоящей боли. Должна быть уверенность, максимальное расслабление, так как ребенок в это время испытывает страх темноты, одиночества и мать должна оказать ему в эти минуты поддержку: «думать не о «дискомфорте, не о себе, а подбодрить его, поощрить, иначе формируется в будущем неуверенность и чувство «неудачника».

Итак, Вы помогли малышу родиться: в первые минуты жизни ребенок испытывает голод, ищет сосок, очень важен контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза», запах матери, тепло матери.

Если человек родился плавно и легко, так и по жизни имеет предпосылки идти легко и уверенно, осуществляя свой план судьбы.

ЛЕКЦИЯ 2

Очень коротко об организации наблюдения за новорожденными в г. Перми. Рождаемость медленно повышается благодаря вам, милые женщины.

В родильном доме ребенок получает прививку от гепатита (при наличии вакцины) в 1-е сутки; на 4-е сутки - вакцинация БЦЖ, прививка, которая не обеспечивает полную защиту от инфицирования туберкулеза, но предупреждает тяжелое его течение.

Выписка из роддома производится по решению врача-неонатолога - педиатра. Информация в детскую больницу поступает в регистратуру в день выписки с целью посещения участкового педиатра на следующий день. Важно указать правильный адрес (не прописку) фактического пребывания матери с младенцем. Осмотр врача по любому адресу обязателен. Необходимо обеспечить доступ в квартиру. В выходные дни дети осматриваются дежурными врачами пункта помощи на дому.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья переводятся из роддома в отделение патологии детской больницы № 13 (где работают высококвалифицированные врачи, глубоко знающие вопросы неонатологии, хорошая материально-техническая база, есть платные палаты). 

Недоношенные поступают в отделение недоношенных детской больницы № 13.

В детской больнице № 3 есть отделение раннего возраста, куда госпитализируют детей с проявлениями острой респираторной инфекции из роддома и с участка.

На 1-м месяце ребенок наблюдается врачом и медицинской сестрой (даже если нет на участке постоянной медицинской сестры, в периоде новорожденноести детей наблюдает медицинская сестра смежного участка).

В адаптационный период проявляются некоторые пограничные с нормой состояния:

-у 40-50% новорожденных встречается эритема - быстро проходящая сыпь - в первые 4-5 дней жизни, состояние детей при этом не нарушается;

-в первые дни у некоторых детей наблюдается отечность у девочек в области половых губ, у мальчиков в области мошонки - состояние не требует лечения;

-может быть скопление секрета в сальных железах в виде беловатых или желтоватых точек с просяное зерно в области крыльев носа, реже на лбу, щеках;

-может быть физиологическое набухание молочных желез почти у всех новорожденных к 1 мес. Обратное развитие не требует лечения - это вследствие гормонов, поступающих от матери к плоду;

-у ребенка наблюдается физиологическая убыль веса в первые 3-4 дня в среднем 4-5% веса при рождении. Восстанавливается вес на 2-й неделе при правильном вскармливании новорожденного;

-физиологическая желтуха наблюдается у 60% доношенных и в 80% у недоношенных - вследствие повышения непрямого билирубина. Уровень его контролируется анализом крови в родильном доме и на участке по назначению участкового врача.

ЛЕКЦИЯ 3

Анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Органы и системы новорожденного имеют ряд специфических особенностей. Поговорим о них кратко.

Кожа, как орган защиты, легко ранима: легко образуются ссадины, царапины, что может быть воротами инфекции. Особенно при недостаточном уходе легко возникают опрелости. Через        кожу ребенок дышит – поэтому ткани не должны быть слишком плотными, непроницаемыми. Кожа теплорегулирующий орган, вследствие чего легко может быть охлаждение и перегревание.

Мышцы развиты слабо, до 3 месяцев - физиологический гипертонус, не требующий лечения.

Костная система - преимущественно из хрящевой ткани, кости мягки эластичны.

Пищеварительная система:  к рождению развит рефлекс сосания и глотания. Вместимость желудочка невелика, ферменты незрелы, могут быть физиологические срыгивания, стул у новорожденного 6-8 раз в сутки, хар-р стула: желтый, кашицеобразный, без слизи и зелени.

Органы дыхания:  слабость дыхательной мускулатуры и другие особенности приводят к тому, что ребенок дышит часто (40-60 дыханий в мин.),  чтобы обеспечить высокую потребность организма в кислороде.

Сердце новорожденного ребенка обладает большой резервной силой. Оно более зрелое, так как начинает функционировать еще внутриутробно (частота сердечных сокращений 120-140 ударов в мин.).

Почки ребенка работают интенсивнее, чем у взрослого, число мочеиспусканий 20-25 раз в сутки и следует быть готовыми к этому.

Нервная система - незрела. Ребенок рождается с безусловными рефлексами: сосания, хватания, глотания и др.  Условные рефлексы будут формироваться в процессе жизни и зависит от окружающей среды.

Профилактика локализованной гнойной инфекции на дому.

Перед проведением туалета новорожденного вымыть руки с мылом.

1. Туалет кожи новорожденного:

- Купать ежедневной кипяченой воде до 1 месяца;

- Туалет физиологических складок стерильным растительным маслом 1 раз в день, при сухости 2-3 раза в день.

Туалет пупочной ранки:

- Обработка 1% раствором бриллиантовой зелени из глазной пипетки - 2 раза в день до 10 дней, затем 1 раз в день до месячного возраста ребенка;

- Консультация хирурга при "мокнутии" пупка по рекомендации педиатра.

Туалет глаз:

- Ежедневная утренняя обработка кипяченой водой от наружного угла к внутреннему, каждый глаз отдельным тампоном;

- Недопустимо закапывание в глаза грудного молока.

ЛЕКЦИЯ 4

Преимущества грудного вскармливания.

Грудное молоко является единственно надежным универсальным источником пищи, которое приспособлено к особенностям пищеварения и обмена веществ младенца. Это - живое вещество большой биологической сложности. Оно легко усваивается и эффективно используется детским организмом, защищает ребенка от инфекций, выполняя как активную защиту, так и иммуномодулирующую функцию. Преимуществ грудного вскармливания больше, чем просто кормление ребенка грудным молоком.

Преимущества грудного вскармливания:

- оно помогает матери и ребенку «соединиться» - то есть развиваются тесные, любящие взаимоотношения;

- оно помогает развитию ребенка;

- оно предохраняет от новой беременности;

- оно охраняет здоровье матери: помогает матке принять первоначальный размер;

- оно снижает риск возникновения рака яичника и молочной железы у матери.

Состав грудного молока не всегда одинаков. Он меняется в зависимости от возраста ребенка и в процессе кормления (от начального момента кормления и до конца кормления).

Молозиво - это особое грудное молоко, которое вырабатывается в первые несколько дней после родов. Оно густое, желтоватого цвета. В молозиве больше антител и других антиинфекционных белков, чем в зрелом молоке. Молозиво способствует предотвращению возникновения бактериальных инфекций. Антитела предохраняют ребенка от аллергии.

Молозиво обладает мягким слабительным эффектом, очищая кишечник от мекония, а значит, выводит билирубин, предотвращая возникновения желтухи. Спустя несколько дней молозиво превращается в зрелое молоко.

Раннее молоко (в начале кормления) - молоко голубоватого цвета. Позднее молоко (в конце кормления) - молоко насыщенного белого цвета, которое становится таким из-за высокого содержания жира, что и отличает его от раннего молока. Такое количество жира делает грудное молоко высоко энергичным.

Необходимо разрешить малышу сосать грудь столько, сколько он хочет, таким образом, он получит в большом количестве позднее молоко, обогащенное жиром.

Раннее молоко вырабатывается в большом количестве и в нем содержится много белка, лактозы и других питательных веществ. С ранним молоком ребенок получает необходимое для него количество воды.

Лактоза - специальный молочный сахар, который обеспечивает около 40% энергетических потребностей, хорошо всасываясь в тонком кишечнике (на 90%), оно способствует поглощению кальция и железа и стимулирует образование кишечных колоний бифидум-бактерий, которые обеспечивают кислую среду в ЖКТ и подавляет рост патогенных бактерий, грибков и паразитов.

Лактоза преобразуется в ходе обмена веществ в глюкозу (источник энергии) и галактозу, составляющую часть галактолипидов, необходимых для развития центральной нервной системы.

Белок различается по качественному и количественному составу. В грудном молоке белка в 3 раза меньше, чем в коровьем, и преобладает сыворотка.

 Основным белком коровьего молока является казеин, который способствует формированию плотного, плохо перевариваемого сгустка в желудке ребенка. Казеина в коровьем молоке 80%.

В женском молоке казеина меньше — 35% и он способствует формированию более мягкого сгустка, который значительно легче переваривается. В женском молоке сывороточный белок защищает ребенка от инфекций. В молоке животных нет такого белка, который защищал бы детей.

В грудном молоке имеются аминокислоты, такие, как цистин и таурин, необходимые новорожденному для развития мозга и сетчатки глаза.

Существенные различия в качественном составе жира женского молока и коровьего. В женском молоке содержится 57% эссенциальных жирных кислот (линоленовая, арехидоновая и другие), 42% насыщенных жирных кислот. Эссенциальные жирные кислоты необходимы для развития головного мозга, сетчатки глаз грудного ребенка и для нормального развития кровеносных сосудов. Жир грудного молока обеспечивает 50% энергетической нормы. Фермент женского молока липаза способствует усваиваемости жира. Этого фермента нет в молоке животных.

В грудном молоке в достаточном количестве содержатся витамины А, С, группы В. Содержание железа в женском и коровьем молоке одинаковое, но у коровьего усваивается 10% железа, а у женского - 50%.

ЛЕКЦИЯ 5

Как определить достаточно ли ребенок получает грудного молока.

Как определить, достаточно ли ребенок получает грудного молока? Признаки того, что ребенок может получать недостаточно грудного молока, делятся на достоверные и вероятные.

Достоверные:

-плохая прибавка в весе (меньше 500 г в месяц), через 2 недели вес стал меньше, чем был при рождении;

-выделение небольшого количества концентрированной мочи (ребенок мочится меньше, чем 6 раз в день, моча - желтая, с резким запахом).

Вероятные:

-ребенок не удовлетворен после кормления грудью;

-ребенок часто плачет;

-очень частые кормления грудью;

-очень продолжительные кормления грудью;

-ребенок отказывается от груди;

-у ребенка плотный, сухой или зеленый стул;

-у ребенка редкий стул и в небольшом объеме;

-при сцеживании нет молока;

-молочные железы не увеличились;

-молоко «не прибыло».

В первые 6 месяцев жизни ребенок должен прибывать в весе не менее, чем 500г   в месяц, если ребенок прибывает меньше 500 г в месяц - это плохая прибавка в весе.

Только достоверные признаки в действительности показывают, что ребенок получает недостаточно молока, что это не говорит о том, что у матери недостаточная выработка молока.

Необходимо при консультировании выявить причины, по которым ребенок может получать недостаточно молока.

Это факторы, связанные с кормлением грудью:

-задержка начала кормления грудью;

-редкие кормления грудью;

-короткие кормления грудью, или кормление «по часам»;

-отсутствие кормления ночью;

-плохое прикладывание к груди;

-бутылочки, пустышки;

-дача других продуктов питания и жидкостей.

Психологические факторы (мать):

-недостаток уверенности;

-беспокойство, стресс;

-неприязнь к кормлению грудью;

-неприятие ребенка;

-усталость.

Психологические факторы часто вытекают из факторов, связанных с кормлением грудью, например, недостаток уверенности побуждает мать начать кормление из бутылочки.

      Состояние матери:

-контрацептивные таблетки, диуретики;

-беременность;

-резкое истощение;

-алкоголь и курение;

-задержка кусочка плаценты в матке (редко);

-плохо развитая грудь (очень редко).

Состояние ребенка:

-болезнь;

-аномалии развития.

Не влияет на количество грудного молока:

1.Возраст матери.

2.Возраст ребенка.

3.Менструация.

4.Выход на работу.

5.Многодетность.

6.Кесарево сечение.

7.Преждевременные роды.

8.«Простая» диета матери.

 

Таким образом, грудное вскармливание будет успешным в большинстве случаев, если:

-мать хорошо себя чувствует;

-ребенок правильно приложен к груди, что позволяет ему эффективно сосать;

-ребенок сосет так часто и так долго, сколько он хочет;

-окружающая обстановка способствует грудному вскармливанию.

 

ЛЕКЦИЯ 6

Питание и режим кормящей матери

Грудное вскармливание - залог развития здорового ребенка, каждой маме необходимо понять великую роль материнского молока в правильном гармоничном развитии малютки, сохранении и укреплении его здоровья.

Идеальной пищей для ребенка первого года жизни является грудное молоко его матери, которое больше всего подходит именно её ребенку, так как имеет родственную связь с его тканями. По своей питательной ценности, сбалансированности химического состава и степени усвояемости пищевых веществ грудное молоко не может сравниться ни с одной самой совершенной искусственной смесью, предназначенной для вскармливания младенцев.

К кормлению грудью женщина должна готовиться еще до рождения ребенка. Во время беременности ей следует правильно и полноценно питаться, увеличивается потребность женщины в белках, витаминах, кальции, фосфоре, железе и частично жирах.

Основными источниками белка должны быть молоко и молочные продукты, в том числе творог и сыр, а также рыба и мясо. Причем мясо предпочтительно нежирное, вареное. С молоком в организм беременной женщины ежедневно поступает достаточное количество белка, кальция и фосфора.

Пищу необходимо обогащать витаминами, железом, которыми богаты печень, желтки яиц, зелень, фрукты. Во время беременности нежелателен избыток поваренной соли; женщины предрасположенные к полноте, в период беременности особенно должны ограничивать потребление жиров и углеводов.

Во время кормления ребенка объем употребляемой жидкости увеличивается. Калорийность пищевого рациона возрастает до 3200 ккал, количество белка в пищевом рационе должно составлять не менее 112г, причем не менее 67г должно приходиться на белок животного происхождения. В период кормления надо больше употреблять молока, масла, сыра, овощей, фруктов, потреблять достаточное количество жидкости, соков.

Недостаток кислорода отрицательно сказывается на выработке молока. Комнаты необходимо проветривать. В течение дня проведите несколько часов на свежем воздухе - лучше в лесу, в парке. Летом и осенью вбирайте в себя сочность окружающих цветов, тепло и силу солнца. Это повысит ваши энергетические возможности, придаст свежих сил. Все в природе, что вызывает ваш отклик, восхищение, показывайте малышу.

Постарайтесь обязательно прилечь в течение дня вместе с малышом. Час сна вернет Вам свежесть и хорошее настроение, необходимые для общения с ребенком и сохранения молока. Категорически запрещается употребление алкоголя, в том числе пива, курения. По возможности следует избегать приема лекарственных препаратов, особенно жирорастворимых, так как они накапливаются в молоке в наиболее высоких концентрациях.

Первостепенное значение для настроя организма на выработку молока имеет абсолютная уверенность мамы в том, что молоко придет в количестве необходимом для ее ребенка и искренняя готовность предпринять все от нее зависящее, чтобы сохранить лактацию на весь период, пока ребенок нуждается в молоке. Источник уверенности - любовь к малышу и ощущение в себе творящих сил природы.

После родов молоко приходит у всех без исключения женщин.

- Очень серьезной причиной, приводящей к снижению выработки молока, является отсутствие у женщины установки на грудное кормление, нежелание и неумение предпринять усилия по его сохранению

Выработка молока удивительным образом приспособлена к потребностям ребенка:

-  Чем чаще ребенок прикладывается к груди и чем полнее опорожняет грудь,

тем больше молока прибывает к следующему кормлению.

У материнской груди ребенок чувствует себя в безопасности. Если мать радостно и охотно кормит своего малыша, это способствует формированию у него положительного отношения к миру и людям, к себе самому.

Чувства, испытываемые матерью при кормлении ребенка грудью, передаются ему гормонально, через тесный контакт, сердцебиение, взгляд, интонацию голоса.

Ни один заменитель грудного молока не несет на себе информацию о любви и нежности!

Первый близкий контакт ребенка с другим человеком - это контакт с матерью. И мать отвечает за то, чтобы он оставил радостное впечатление на всю жизнь. Способ кормления в раннем возрасте оказывает влияние на то, как сложится в дальнейшем семейная жизнь человека.

У груди матери развивается здоровая чувственность ребенка. От матери он узнает, что его тело достойно любви, что его желание быть рядом с родным человеком принимают с ответным чувством.

Ощущение гармоничной связи с ребенком и миром, покой и блаженство в

душе. Время кормления - это минуты отдыха и расслабления в череде забот и хлопот дня.

Грудное вскармливание - укрепляет связь матери и ребенка не только в раннем возрасте, но и на всю жизнь.

Кормить грудью не только полезно, но и удобно.

Материнское молоко всегда стерильное, свежее и нужной температуры. Представления о том, что кормление грудью окажется приятным и полезным для самой женщины, что в эти минуты завяжутся самые близкие отношения с ребенком, дает положительный эмоциональный настрой, способствующий притоку молока.

Женщина, до этого исполнявшая роль жены, хозяйки, должна принять себя как кормилицу с любовью и уважением. Конечно, это произойдет легче, если окружающие отнесутся с почтением к этому ее предназначению. Почувствуйте восхищенный взгляд, задумайтесь над смыслом вскармливания, величием матери, которая строит не только тело ребенка, но и его душу.

Мать и ребенок олицетворяют умиротворение, гармонию и вечность жизни. Важное значение имеет отношение отца к кормлению.

Выражая восхищение красотой груди, наполненной молоком, благодарность жене, способной влить жизненные силы в ребенка, мужчина поможет женщине полюбить себя как мать и продлить период грудного вскармливания. Мужчина также должен взять на себя часть забот по хозяйству и уходу за ребенком, особенно это важно в первый месяц.

ЛЕКЦИЯ 7

Механизм кормления грудью

Во время сосания ребенком груди сенсорные импульсы поступают от сосков в молочные железы. В ответ на эти импульсы передняя доля гипофиза вырабатывает гормон пролактин. Пролактин поступает в кровь молочных желез и стимулирует молочные секреторные железы к выработке молока.

Таким образом, чем больше ребенок сосет, тем больше вырабатывается молока.

Ночью вырабатывается пролактина больше, следовательно, кормление грудью ночью особенно полезно для поддержания выработки молока.

Пролактин расслабляет мать и иногда вызывает сонливость, поэтому ночью даже во время грудного вскармливания она хорошо отдыхает.

Гормоны, имеющие отношение к пролактину, сдерживают овуляцию, таким образом, грудное вскармливание предохраняет от новой беременности.

Чтобы молоко вырабатывалось достаточно, важно правильно приложить ребенка к груди. Можно кормить сидя, стоя, лёжа. Прежде всего, необходимо выбрать для себя и ребенка удобную позу. Медленное глубокое сосание и глотание ребенком, что свидетельствует о поступлении молока в его рот.

Техника правильного прикладывания ребенка к груди:

  • голова и туловище ребенка должны быть расположены в одной плоскости, поддерживать малыша за ягодицы, спинку и плечи, держать лицом к себе, «живот к животу»;
  • подбородок и нос ребенка касаются груди матери;
  • рот широко открыт;
  • нижняя губа вывернута;
  • ребенок захватывает ртом большую часть ареолы и расположенную под ней ткань, причем большая часть ареолы видна над верхней губой, а не под нижней;
  • млечный синус находится в расположенной под ареолой ткани;
  • ребенок вытягивает ткань груди в форме длинной «соски»;
  • настоящий сосок составляет только одну треть этой «соски»;
  • ребенок сосет грудь, а не сосок;
  • язык выдвинут вперед, находясь между нижней десной и млечным синусом, принимая чашевидную форму;
  • щеки ребенка округлены или «растекаются» по груди матери;
  • грудь принимает округлую форму во время кормления.

Таким образом, грудное вскармливание будет успешным в большинстве случаев, если:

  • мать хорошо себя чувствует;
  • ребенок правильно приложен к груди, что позволяет ему эффективно сосать;
  • ребенок сосет так часто и так долго, сколько он хочет;
  • спокойная окружающая обстановка способствует грудному вскармливанию.

ЛЕКЦИЯ 8

Сцеживание грудного молока

В каких случаях сцеживание грудного молока будет полезным для матери? Сцеживание молока полезно, чтобы:

  • облегчить состояние при нагрубании груди;
  • облегчить состояние при закупорке млечного протока или лактостазе;
  • кормить ребенка, пока он учится сосать при втянутом соске у матери;
  • кормить ребенка, который отказывается «брать грудь», пока он учится получать удовольствие от кормления грудью;
  • кормить ребенка, родившегося с низким весом, который не может сосать;
  • кормить больного ребенка, который не может высосать достаточное количество молока;
  • поддержать лактацию, пока мать или ребенок болеет;
  • оставлять грудное молоко ребенку, когда мать в отлучке или на работе;
  • предотвратить потерю молока при разлуке с ребенком;
  • помочь ребенку лучше приладиться к наполненной груди;
  • сцеживать молоко непосредственно в рот ребенка;
  • предотвратить сухость и воспаление сосков и околососковых кружков.

Все матери без исключения должны научиться сцеживать грудное молоко,

чтобы знать, что делать, когда в этом возникает необходимость.

Правила сцеживания грудного молока:

  • Тщательно вымыть руки.
  • Сесть или стать удобно и держать сосуд близко от груди.
  • Положить большой палец СВЕРХУ соска и околососкового кружка, а указательный — НИЖЕ соска и околососкового кружка напротив большого пальца. Остальными пальцами поддерживать грудь.
  • Слегка надавливать большим и указательным пальцами на грудь по направлению к грудной стенке. Избегать слишком глубокого надавливания, иначе можно закупорить млечную протоку.
  • Большим и указательным пальцами сжимать участок груди за соском и околососковым кружком. Мать должна надавливать на млечные синусы под околососковым кружком. Иногда во время лактации синусы можно прощупать. Они похожи на горошины или фасолинки. Если женщина их прощупает, то она может нажимать на них.
  • Нажимать и отпускать, нажимать и отпускать. Процедура не должна причинять боль. Если всё-таки процедура болезненная, значит, техника сцеживания неправильная. Сначала молоко может не появиться, но после нескольких нажатий оно начинает капать. Оно может течь струёй, если рефлекс окситоцина активный.
  • Подобным же образом нажимать на околососковый кружок с боков, чтобы убедиться, что молоко сцежено из всех сегментов молочной железы.
  • Избегать трения кожи пальцами или скольжения пальцев по коже. Движения пальцев должны быть больше похожи на катание.
  • Избегать сжимания самих сосков. Надавливание на соски или толканием их молока не сцедить. Это то же самое, как если бы ребенок сосал один только сосок.
  • Сцеживать одну грудь не менее 5-6 минут, пока не замедлится поток молока; затем сцеживать вторую; затем обе повторно. Можно каждую грудь сцеживать одной рукой или менять их, если устали.

ЛЕКЦИЯ 9

Профилактика синдрома внезапной смерти младенца

Для ознакомления пройдитесь по ссылке: 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О СИНДРОМЕ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦЕВ? Пособие для родителей

С появлением в семье малыша даже у опытных родителей по прежнему остается множество вопросов, переживаний и страхов. От правильных ответов и своевременных действий в конечном итоге зависит самое главное - здоровье и жизнь Вашего ребенка. А что может быть желаннее этого?!

Неожиданную, ненасильственную смерть ребенка грудного возраста, при которой отсутствуют явные клинические и патолого-анатомические признаки болезни, называют синдромом внезапной смерти младенца (СВСМ). К сожалению, многие мамы и папы не знают о мерах его предупреждения. Сегодня педиатры всего мира призывают отнестись к этой проблеме очень серьезно.

Назад