Школа молодых родителей

ШКОЛА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Развитие ребенка первого года жизни

1 месяцв этом возрасте ребенок про­являет несколько рефлексов, в том числе: сосательный, хватательный (сжимает палец, вложенный в его ручку), подошвенный (от­дергивает ножку, если провести пальцем по стопе). Иногда пытается поднимать голову, может задерживать взгляд на блестящем предмете или лице человека, склоненном над ним. Реагирует на звуки. Чтобы развивать его слуховое восприятие, включайте в комна­те приятную для слуха музыку, а главное, как можно больше разговаривайте с малышом! К концу первого месяца жизни он уже сможет «гулить» вам в ответ.

2 месяца - ребенок уже может непро­должительное время удерживать голову, способен прислушиваться и сам издает звуки (агукает). Если вы, подходя к кроватке, что-то говорите, малыш сразу обратит на вас внимание. Он может следить глазами за дви­жущейся игрушкой, улыбаться, провожать вас, когда вы отходите от кроватки. Оживляет­ся, когда вы общаетесь с ним; успокаивается, если дать ему грудь, взять на руки или про­сто находиться там, где он может вас видеть и слышать.

3 месяца - движения малыша становятся более произвольными, исчезают рефлексы. Он «знакомится» со своим телом, исследует лицо при помощи рук, «обнаруживает» су­ществование рук и ног. Лежа на животе, мо­жет приподниматься на локтях, удерживать голову и даже крутить ею в разные стороны. Если взять его на руки — подтягивает свое тело, если приподнять под мышки — упрется ножками в пол. Он уже способен схватить ви­сящую над кроватью игрушку и потащить ее в рот. Находит источники света и звука и сам не молчит: гулит, хнычет, кричит, смеется. Он уже отличает родителей и может вести себя так, чтобы привлечь их внимание.

4 месяца - поведение растущего человеч­ка становится богаче и разнообразнее. Он узнает маму, улыбается и лепечет в ответ на ее улыбку, интересуется своим отражением в зеркале. Уверенно хватает рукой подве­шенную игрушку, выделяет среди игрушек «любимые» и «нелюбимые». В любой позе поворачивает голову на звук или свет, пере­ворачивается (иногда только в одну сторону), передвигается в кроватке. Начинает лепетать, громко смеется, если его щекочут, и визжит от восторга, затихает, если включить музыку. Он уже может испытывать многие эмоции: страх, разочарование, радость.

5 месяцев - ребенок раскачивается, сги­бается, кувыркается, дотягивается до паль­цев на ногах и сосет их. Может продолжи­тельное время лежать на животе, надежно удерживает голову. Если его поддерживать, может сидеть. Целенаправленно хватает и тянет к себе игрушки и другие предметы, удерживает и ощупывает их, сопротивля­ется, если попробовать что-то у него ото­брать, играет во время еды. Он уже отличает своих близких от других людей, понимает, в каком тоне вы с ним разговариваете: сердито или доброжелательно. Может лепетать в такт потешкам, а среди звуков, которые он издает, можно различить гласные и некоторые со­гласные. Продолжается познание мира при помощи зрения: малыш с интересом рассма­тривает лица на картинках, внимательно ос­матривается в незнакомых местах.

6 месяцев - первая круглая дата — полго­да! Ребенок пытается ползать на животе, мо­жет подползти к игрушке, лежащей в 10-20 сантиметрах от его вытянутой руки. А глав­ное, он сам пытается сесть, приподнимаясь на руках. Может долго и тщательно изучать предметы, сравнивать их, держать кружку за ручку, играть едой. Кстати, у него уже по­являются «любимые» и «нелюбимые» блюда. Малыш внимательно прислушивается к тому, что говорят взрослые, узнает свое имя и ре­агирует на него. Настроение и эмоции ста­новятся более подвижными и могут быстро изменяться.

7 месяцев - ребенок начинает активно пол­зать (иногда задом наперед). Неплохо сидит и стоит на четвереньках. В манипуляциях с игрушками появляются элементы игры (пере­кладывание, постукивание). Малыш более уверенно пользуется руками, ногами, ртом при изучении своего тела и других предме­тов, может поглаживать свое отражение в зеркале. Он способен понять ваше «нет», ори­ентируясь по тону голоса.

8 месяцев - малыш самостоятельно садит­ся и ложится, ползает, иногда с игрушкой в руке. Умеет хлопать в ладошки, махать рука­ми, играть в «ладушки», показывать «до свида­ния». Очень любопытен, все пробует на вкус, пытается общаться со своим отражением в зеркале. Может долго играть с игрушкой или другим предметом, в том числе сидя. Он уже способен ненадолго вставать, удерживаясь за опору. Опасается чужих незнакомых людей и плачет, если попадает к ним на руки.

9 месяцев - ребенок учится ходить, прыгать и приседать, опираясь на руки взрослого или какой-то предмет. Его действия с предме­тами становятся более сложными. Он умеет рвать бумагу, сминать в ладошке глину, а если дать ему прочную картонную книгу, будет пе­релистывать страницы. Если предмет малень­кий, малыш берет его пальчиками, большие и тяжелые вещи поднимает двумя руками. Если спрятать игрушку у него на виду, он ее находит, если попытаться отобрать, будет сопротив­ляться и разными способами выражать свое недовольство. Он уже понимает многие слова, прежде всего свое имя, и старается воспроиз­водить то, что слышит (различные звуки, сло­ги). Если его хвалят за какое-то действие, он начинает его повторять.

10 месяцев - в этом возрасте малыш ста­новится настолько подвижным, что из-за этого могут возникать проблемы со сном. В то же время он начинает опасаться не­знакомых мест. Любит подражать другим людям - повторяет жесты, звуки, выра­жения лица. Может держать в руке одно­временно два мелких предмета, учится сопоставлять предметы разного размера: вкладывает один в другой, изучает содержи­мое ящиков. Начинаются игры с водой.

11 – 12 месяцев – ребенок не только ходит - он может недолгое время стоять без посто­ронней помощи. Начинает самостоятельно пить из чашки, разбирать и собирать пира­мидки, складывать кубики, отталкивать мяч, который подкатился к нему — таким обра­зом, вы можете играть с ним в мячик. Малыш пока пользуется собственным «жаргоном» из «слов», понятных только ему и маме. Ему уже можно что-то запретить, он понимает слово «нельзя» и может выражать свои желания не только плачем. Может отказаться от еды, если она ему не нравится или он не хочет, чтобы его кормили с ложки, и вообще начинает «ка­призничать». Таким способом он старается донести до вас информацию о своих потреб­ностях, ведь пока он полностью зависит от вас. Помните, что все показатели достаточно условны. Даже если ваш ребенок развивает­ся не так быстро, как вам хотелось бы, в лю­бом случае за первый год жизни он научился очень многому. Радуйтесь успехам вашего малыша.

 

ЛЕКЦИЯ 2

В доме появился малыш

Малыш родился! Тем, кто теперь стали мамой и папой, предстоит «испытать» - что же такое быть родителями. Им нужно нау­читься ухаживать за ребенком, заботиться о нем, воспитывать и, конечно же, делиться собственным опытом. Это предстоит делать не только молодым родителям, но и ближай­шим родственникам.

Всё ли вы приготовили дома для появле­ния в нем маленького существа? От тщательности подготовки к приему ребёнка дома за­висит здоровье малыша, особенно в первые дни его жизни. Основное требование заклю­чается в соблюдении чистоты.

Начинайте с приведения в порядок дет­ской комнаты, потому что с появлением в ней ребенка он становится хозяином поло­жения, а от чистоты и правильности расста­новки мебели будет зависеть ваше спокой­ствие. И в дальнейшем в ней необходимо ежедневно поддерживать порядок и делать влажную уборку. Забудьте про веник: при пользовании им поднимается пыль, а с ней повышается вероятность заболевания ново­рожденного. Проветривайте комнату. Сле­дите за чистотой окон, не загораживайте их цветами, плотными шторами - дайте доступ свету, солнечным лучам.

Детская кроватка - колыбель ребенка, и она дает ему первое представление об окру­жающем мире. Поэтому поставьте кроватку в самой светлой части комнаты. Избегайте при этом близкого присутствия источника отопления, чтобы ребенок не перегревался. Матрасик в кроватке должен быть жестким, а постель ровной. Это залог правильного формирования позвоночника малыша. Ча­ще проветривайте и выбивайте матрасик. Не закрывайте кровать занавесками или пе­ленками - это затрудняет доступ к ребенку воздуха и света.

Белье ребенка, даже новое, следует пред­варительно выстирать и прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Хранить его надо от­дельно от белья взрослых. Малышу требует­ся несколько одеял: теплое (шерстяное или ватное) и легкие (байковое и тканевое). Все они должны иметь пододеяльники.

Кроме белья и одежды ребенку необхо­димы свои предметы туалета. Для купания и гигиенических процедур необходимо иметь детскую ванночку, термометр для воды и воздуха, два больших банных по­лотенца, махровую рукавичку, щетку для волос, детские ножницы, детский крем.

Чтобы сохранить здоровье ребенка, не­обходимо окружить его любовью и заботой. Соблюдайте чистоту в доме, внимательно наблюдайте за самочувствием ребенка, его поведением и развитием, немедленно обра­щайтесь к врачу, если заметили какие-либо симптомы болезни или необычное поведе­ние, позаботьтесь о том, чтобы ребенок пра­вильно и достаточно питался, много спал и отдыхал, закаляйте ребенка, организуйте ему прогулки, физические упражнения, игры, постоянно ласково общайтесь с малы­шом. Не отказывайтесь от прививок - сегод­ня это надежная, а иногда и единственная, защита от многих инфекционных болезней.

В течение первого года жизни необходи­мо ежемесячно посещать врача-педиатра, чтобы знать, как развивается ребенок, сво­евременно выявить различные заболевания или пороки развития и принять адекватные меры. После достижения ребенком возрас­та одного года педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц. Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет. Кроме обще­медицинского осмотра, проведения вакци­нации согласно национальному календарю прививок, в задачу врача входит оценка нервно-психического развития ребенка. Не пропускайте прием врача!

 

ЛЕКЦИЯ 3

Бассейн для грудничков

В ГДКП № 5 работает бассейн для грудных детей.

Занятия проводятся по методике В.А. Гутермана. По предлагаемой методике разрешается обучение плаванию в домашних условиях (желательно под контролем методиста по плаванию) не реже двух раз в месяц. Длительность комплекса занятий в домашних условиях зависит от возрастных особенностей развития ребёнка. Оптимальным возрастом для начала плавания по данной методике считается возраст с 1-го до 3-го месяца жизни

Плавание детей первого года жизни не является истинно плаванием, в основе его лежат безусловные двигательные реакции. Двигательная активность детей грудного возраста носит рефлекторный характер, способность к обучению плаванию появляется лишь в 3-4-летнем возрасте.

Плавание является средством лечебной физкультуры, сочетающим закаливающее действие водной среды с упражнениями в воде. Рефлекторные синхронные движения ногами и руками во время плавания оказывают лечебное воздействие при синдроме двигательных дисфункций. Таким образом, плавание является не только оздоровительной, но и лечебной процедурой, оказывающей положительное воздействие на становление опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Эффект напрямую зависит от регулярности и продолжительности занятий. Если Вы приступили к обучению ребёнка плаванию, Вам не следует поддаваться сомнениям, которые зачастую сеют близкие люди. Старайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку в доме в тот момент, когда Вы занимаетесь с ребенком. Во время занятия Вы должны быть положительно настроены. Нужно набраться терпения и не торопиться. Ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребёнка, он чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страх и недоверие к воде или переутомление процедурой. Родители не должны бояться, надо решительнее преодолевать свой психологический барьер.

Прежде чем приступить к занятиям, следует обязательно посоветоваться с педиатром, неврологом.
Помните, что Ваша цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье малыша.

В 3-4 мес. ребёнку ванна становится мала и он переводится в большой бассейн. Малыш в бассейне занимается вместе с мамой. В большой воде отрабатывается работа руками и ногами «кролем» и «брасом». Ныряние с бортика и самостоятельное плавание.

В 2013 году в бассейне проведен капитальный ремонт, установлена современная система очистки воды (озонирование). Эпидемиологи  регулярно проверяют выполнение санитарно-эпидемиологического режима, берут смывы, пробы с поверхностей и т.д. Родители малышей проходят медицинскую комиссию каждые 3 месяца.

Температура воды в бассейне 32-34 градуса, температура воздуха 28-30 градусов. В группе занимаются по 3-4 человека. Продолжительность занятия 30 мин.

Занятия в бассейне проводит инструктор:
Медицинская сестра высшей квалификационной категории Мещангина Елена Борисовна.
Запись на занятия по телефону: +7-951-939-04-84.

Наш бассейн одним из первых в городе начал работу по программе оздоровительного плавания для малышей.

Занятия плаванием в бассейне ГБУЗ ПК "ГДКП № 5" Ролик 1.mp4

Занятия плаванием в бассейне ГБУЗ ПК "ГДКП № 5" Ролик 2.mp4

     Мы будем рады видеть Вас и Вашего малыша в нашем бассейне!

 

ЛЕКЦИЯ 4

Вакцинация

 

ЛЕКЦИЯ 5

Прикорм ребенка первого года жизни

Внимание! Сроки введения прикорма необ­ходимо согласовывать с вашим педиатром!

ВОЗ рекомендует исключи­тельно грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни и продолжение грудного вскармливания при последующем введе­нии прикорма.

К 4-6 месяцам жизни организм малыша начинает нуждаться в растительных белках, жирных кислотах, растительных маслах, различ­аю углеводах. Поэтому откладывать начало прикорма также не следует, так как его позднее введение может привести к развитию железодефицитной анемии, различным авитаминозам и задержке роста.

После ввода прикорма нельзя отказы­ваться от кормления грудью.

Число кормлений грудью после ввода при­корма постепенно может сокращаться до одного раза в сутки, материнское молоко по-прежнему необходимо ему для нормального развития пищеварительной системы и предотвращения аллергии. Кро­ме того, для психологического состояния малыша очень важно, чтобы у него была возможность приложиться к груди.

Начинать прикорм в количестве 1 чайной ложки и в те­чение недели доводят до полного объема одного кормления. Нельзя вводить два новых продукта одновременно, так как в случае возникновения аллергической ре­акции будет непонятно, каким продуктом она вызвана. Блюда прикорма должны иметь пюреобразную консистенцию. С возрастом следует переходить к более гу­стой, а позднее - и к плотной пище.

Овощное пюре

Овощное пюре может быть первым про­дуктом прикорма. Начинать его введение следует с одного вида продукта, напри­мер с брокколи или кабачка, а затем по­степенно расширять ассортимент овощей, с добавлением цветной и белокочанной ка­пусты; тыквы, картошки и др. На введение нового блюда прикорма отводится от 4 до 7 дней, в период введения оценивается пере­носимость нового продукта (стул, срыгивания, аллергия). Объем овощного прикорма зависит от аппетита ребенка и в среднем составляет до 130-170 г.

Фруктовое пюре

Яблочное (или грушевое) пюре также мо­жет использоваться как первый прикорм. Не рекомендуются различные цитрусовые, а также клубника, малина и черная смо­родина. До 6 месяцев ежедневный объем фруктового пюре должен составлять до 50-80 мл, а после - до 150 мл.

Злаковый прикорм

Начинать его введение следует с так называемых безглютеновых каш. Глю­тен (клейковина) - это растительный бе­лок, который с трудом переваривается у детей первых 6 месяцев жизни. К глютенсодержащим злакам от­носятся пшеница, овес, рожь, ячмень, про­со. Безглютеновые злаки - рис, гречиха, кукуруза. Таким образом, первой кашей при вве­дении прикорма ребенка может быть ри­совая, гречневая или кукурузная.

Од­нако не рекомендуется начинать с рисовой каши при склонности ребенка к запорам в этом случае лучше начать с гречки, так как она содержит много клетчатки и стимулиру­ет пищеварение. Кроме этого, гречка очень питательна, содержит минеральные соли и большое количество железа, что хорошо для детей с железодефицитной анемией.

Кукурузная крупа может быть исполь­зована для разнообразия меню, особенно у детей со склонностью к запорам, так как богата клетчаткой.

Здоровым детям каши с различными до­бавками из фруктов и овощей рекоменду­ются в возрасте не ранее 6-7 месяцев.

Последовательность введения каш

Порядок здесь может быть следующий:

5-7 месяцев - рис, гречка, кукуруза;

7-8 месяцев - овес, можно начать ком­бинировать несколько злаков в случае их хорошей переносимости ребенком;

9-10 месяцев — ячмень (перловка), рожь, пшено.

Кашу из манной крупы можно вводить ребенку после 1 года, поскольку, несмо­тря на приятный вкус, манная каша сни­жает усвоение кальция, что способствует формированию рахита. Кроме того, в ней много глютена и мало полезных веществ и витаминов.

Кисломолочные и молочные продукты

Детский творог вводят в питание ребен­ка не ранее 6 месяцев (если первый при­корм вводился в 6 месяцев, то не ранее 8 месяцев). Его начинают давать с 0,5 чайной ложки (по тем же правилам, что и другие виды прикорма), через месяц доводят пор­цию до 30 г, а к году - до 50 г в день.

Введение детского кефира очень важно, так как употребление данного продукта способствует правильному развитию ми­кробиоценоза кишечника, вследствие чего предупреждается дисбиоз и аллергиче­ские реакции, повышается иммунитет.

Молоко, предназначенное для прикорма ребенка первого года жизни, должно быть выработано из натурального молока без посторонних примесей (растительные жиры и т.п.) и подвергнуто пастеризации - обработке при высокой температуре.

Мясное пюре

Введение мясного пюре также очень важ­но - оно содержит белки, жиры, витамины А, В12, ниацин и легкоусвояемое железо. С 9 месяцев вместо мясного пюре можно использовать рыбное пюре, но не более 1-2 раз в неделю.

 

ЛЕКЦИЯ 6

Питание ребенка второго года жизни

Питание после 12 месяцев обычно оста­ется 4-разовым (завтрак, обед, полдник и ужин). Еду нужно измельчать, но не так сильно, как раньше. Сохраняются правила для детей всех возрастных групп - исполь­зование гипоаллергенных продуктов. Нельзя жарить еду, кормить ре­бенка мясными бульонами, добавлять спец­ии, давать острую, жирную пищу.

Иногда ребенок на некоторое время может поте­рять аппетит или начать отказываться от привычной для него пищи. Насильственное кормление нерационально. Лучше пере­ждать или кормить его в этот период дру­гой едой. Обычно через несколько дней все восстанавливается. Можно ис­пользовать более красочную посуду с раз­личными рисунками.

Ближе к середине второго года жизни в рацион питания ребенка можно вводить дже­мы, варенья, пастилу и зефир (если у малыша нет аллергии). Также можно разнообразить рацион малыша сливками, сметаной, ягодами «по сезону» (если у ребенка нет аллергии).

Углеводы становятся очень важны для де­тей ближе к полутора годам жизни. Колба­сы, сосиски и сардельки можно давать ре­бенку изредка и только их виды с пометкой «детские» или «для детей».

После полутора лет малышу можно на­чать готовить омлет из цельного яйца, а так­же ввести в его рацион репу или свеклу.

В рацион малыша можно вводить новые блюда из круп и картофеля, например зразы, запе­канки, пудинги. Овощи теперь можно да­вать не только вареными или в виде пюре, но и готовить салаты из сырых овощей.

Кроме свежих фруктов, в рационе малы­ша могут присутствовать кисели и компоты из сухофруктов. Можно добавлять сухоф­рукты и в каши.

К концу второго года жизни молоко в ра­ционе ребенка должно отойти на задний план, уступив место кисломолочным про­дуктам. Овощные салаты теперь можно де­лать не из натертых овощей, а из овощей, нарезанных мелкими кусочками. Малышу можно начать давать свежие фрукты, если у него нет аллергии.

Каши периодиче­ски нужно заменять макаронами или другими крахмалистыми гарнирами. Варить их теперь лучше не вязкими, а рассыпчатыми.

Количество пищи на прием и в сутки уже не должно быть так строго регламентирова­но. Важно лишь придерживаться физиологи­ческих норм питания.

А чтобы увели­чить интерес малыша к еде, оформляйте ее красиво и придумывайте новые блюда для ребенка.