Школа молодых родителей
ШКОЛА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ
ЛЕКЦИЯ 1
Развитие ребенка первого года жизни
1 месяц - в этом возрасте ребенок проявляет несколько рефлексов, в том числе: сосательный, хватательный (сжимает палец, вложенный в его ручку), подошвенный (отдергивает ножку, если провести пальцем по стопе). Иногда пытается поднимать голову, может задерживать взгляд на блестящем предмете или лице человека, склоненном над ним. Реагирует на звуки. Чтобы развивать его слуховое восприятие, включайте в комнате приятную для слуха музыку, а главное, как можно больше разговаривайте с малышом! К концу первого месяца жизни он уже сможет «гулить» вам в ответ.
2 месяца - ребенок уже может непродолжительное время удерживать голову, способен прислушиваться и сам издает звуки (агукает). Если вы, подходя к кроватке, что-то говорите, малыш сразу обратит на вас внимание. Он может следить глазами за движущейся игрушкой, улыбаться, провожать вас, когда вы отходите от кроватки. Оживляется, когда вы общаетесь с ним; успокаивается, если дать ему грудь, взять на руки или просто находиться там, где он может вас видеть и слышать.
3 месяца - движения малыша становятся более произвольными, исчезают рефлексы. Он «знакомится» со своим телом, исследует лицо при помощи рук, «обнаруживает» существование рук и ног. Лежа на животе, может приподниматься на локтях, удерживать голову и даже крутить ею в разные стороны. Если взять его на руки — подтягивает свое тело, если приподнять под мышки — упрется ножками в пол. Он уже способен схватить висящую над кроватью игрушку и потащить ее в рот. Находит источники света и звука и сам не молчит: гулит, хнычет, кричит, смеется. Он уже отличает родителей и может вести себя так, чтобы привлечь их внимание.
4 месяца - поведение растущего человечка становится богаче и разнообразнее. Он узнает маму, улыбается и лепечет в ответ на ее улыбку, интересуется своим отражением в зеркале. Уверенно хватает рукой подвешенную игрушку, выделяет среди игрушек «любимые» и «нелюбимые». В любой позе поворачивает голову на звук или свет, переворачивается (иногда только в одну сторону), передвигается в кроватке. Начинает лепетать, громко смеется, если его щекочут, и визжит от восторга, затихает, если включить музыку. Он уже может испытывать многие эмоции: страх, разочарование, радость.
5 месяцев - ребенок раскачивается, сгибается, кувыркается, дотягивается до пальцев на ногах и сосет их. Может продолжительное время лежать на животе, надежно удерживает голову. Если его поддерживать, может сидеть. Целенаправленно хватает и тянет к себе игрушки и другие предметы, удерживает и ощупывает их, сопротивляется, если попробовать что-то у него отобрать, играет во время еды. Он уже отличает своих близких от других людей, понимает, в каком тоне вы с ним разговариваете: сердито или доброжелательно. Может лепетать в такт потешкам, а среди звуков, которые он издает, можно различить гласные и некоторые согласные. Продолжается познание мира при помощи зрения: малыш с интересом рассматривает лица на картинках, внимательно осматривается в незнакомых местах.
6 месяцев - первая круглая дата — полгода! Ребенок пытается ползать на животе, может подползти к игрушке, лежащей в 10-20 сантиметрах от его вытянутой руки. А главное, он сам пытается сесть, приподнимаясь на руках. Может долго и тщательно изучать предметы, сравнивать их, держать кружку за ручку, играть едой. Кстати, у него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» блюда. Малыш внимательно прислушивается к тому, что говорят взрослые, узнает свое имя и реагирует на него. Настроение и эмоции становятся более подвижными и могут быстро изменяться.
7 месяцев - ребенок начинает активно ползать (иногда задом наперед). Неплохо сидит и стоит на четвереньках. В манипуляциях с игрушками появляются элементы игры (перекладывание, постукивание). Малыш более уверенно пользуется руками, ногами, ртом при изучении своего тела и других предметов, может поглаживать свое отражение в зеркале. Он способен понять ваше «нет», ориентируясь по тону голоса.
8 месяцев - малыш самостоятельно садится и ложится, ползает, иногда с игрушкой в руке. Умеет хлопать в ладошки, махать руками, играть в «ладушки», показывать «до свидания». Очень любопытен, все пробует на вкус, пытается общаться со своим отражением в зеркале. Может долго играть с игрушкой или другим предметом, в том числе сидя. Он уже способен ненадолго вставать, удерживаясь за опору. Опасается чужих незнакомых людей и плачет, если попадает к ним на руки.
9 месяцев - ребенок учится ходить, прыгать и приседать, опираясь на руки взрослого или какой-то предмет. Его действия с предметами становятся более сложными. Он умеет рвать бумагу, сминать в ладошке глину, а если дать ему прочную картонную книгу, будет перелистывать страницы. Если предмет маленький, малыш берет его пальчиками, большие и тяжелые вещи поднимает двумя руками. Если спрятать игрушку у него на виду, он ее находит, если попытаться отобрать, будет сопротивляться и разными способами выражать свое недовольство. Он уже понимает многие слова, прежде всего свое имя, и старается воспроизводить то, что слышит (различные звуки, слоги). Если его хвалят за какое-то действие, он начинает его повторять.
10 месяцев - в этом возрасте малыш становится настолько подвижным, что из-за этого могут возникать проблемы со сном. В то же время он начинает опасаться незнакомых мест. Любит подражать другим людям - повторяет жесты, звуки, выражения лица. Может держать в руке одновременно два мелких предмета, учится сопоставлять предметы разного размера: вкладывает один в другой, изучает содержимое ящиков. Начинаются игры с водой.
11 – 12 месяцев – ребенок не только ходит - он может недолгое время стоять без посторонней помощи. Начинает самостоятельно пить из чашки, разбирать и собирать пирамидки, складывать кубики, отталкивать мяч, который подкатился к нему — таким образом, вы можете играть с ним в мячик. Малыш пока пользуется собственным «жаргоном» из «слов», понятных только ему и маме. Ему уже можно что-то запретить, он понимает слово «нельзя» и может выражать свои желания не только плачем. Может отказаться от еды, если она ему не нравится или он не хочет, чтобы его кормили с ложки, и вообще начинает «капризничать». Таким способом он старается донести до вас информацию о своих потребностях, ведь пока он полностью зависит от вас. Помните, что все показатели достаточно условны. Даже если ваш ребенок развивается не так быстро, как вам хотелось бы, в любом случае за первый год жизни он научился очень многому. Радуйтесь успехам вашего малыша.
ЛЕКЦИЯ 2
В доме появился малыш
Малыш родился! Тем, кто теперь стали мамой и папой, предстоит «испытать» - что же такое быть родителями. Им нужно научиться ухаживать за ребенком, заботиться о нем, воспитывать и, конечно же, делиться собственным опытом. Это предстоит делать не только молодым родителям, но и ближайшим родственникам.
Всё ли вы приготовили дома для появления в нем маленького существа? От тщательности подготовки к приему ребёнка дома зависит здоровье малыша, особенно в первые дни его жизни. Основное требование заключается в соблюдении чистоты.
Начинайте с приведения в порядок детской комнаты, потому что с появлением в ней ребенка он становится хозяином положения, а от чистоты и правильности расстановки мебели будет зависеть ваше спокойствие. И в дальнейшем в ней необходимо ежедневно поддерживать порядок и делать влажную уборку. Забудьте про веник: при пользовании им поднимается пыль, а с ней повышается вероятность заболевания новорожденного. Проветривайте комнату. Следите за чистотой окон, не загораживайте их цветами, плотными шторами - дайте доступ свету, солнечным лучам.
Детская кроватка - колыбель ребенка, и она дает ему первое представление об окружающем мире. Поэтому поставьте кроватку в самой светлой части комнаты. Избегайте при этом близкого присутствия источника отопления, чтобы ребенок не перегревался. Матрасик в кроватке должен быть жестким, а постель ровной. Это залог правильного формирования позвоночника малыша. Чаще проветривайте и выбивайте матрасик. Не закрывайте кровать занавесками или пеленками - это затрудняет доступ к ребенку воздуха и света.
Белье ребенка, даже новое, следует предварительно выстирать и прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Хранить его надо отдельно от белья взрослых. Малышу требуется несколько одеял: теплое (шерстяное или ватное) и легкие (байковое и тканевое). Все они должны иметь пододеяльники.
Кроме белья и одежды ребенку необходимы свои предметы туалета. Для купания и гигиенических процедур необходимо иметь детскую ванночку, термометр для воды и воздуха, два больших банных полотенца, махровую рукавичку, щетку для волос, детские ножницы, детский крем.
Чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо окружить его любовью и заботой. Соблюдайте чистоту в доме, внимательно наблюдайте за самочувствием ребенка, его поведением и развитием, немедленно обращайтесь к врачу, если заметили какие-либо симптомы болезни или необычное поведение, позаботьтесь о том, чтобы ребенок правильно и достаточно питался, много спал и отдыхал, закаляйте ребенка, организуйте ему прогулки, физические упражнения, игры, постоянно ласково общайтесь с малышом. Не отказывайтесь от прививок - сегодня это надежная, а иногда и единственная, защита от многих инфекционных болезней.
В течение первого года жизни необходимо ежемесячно посещать врача-педиатра, чтобы знать, как развивается ребенок, своевременно выявить различные заболевания или пороки развития и принять адекватные меры. После достижения ребенком возраста одного года педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц. Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет. Кроме общемедицинского осмотра, проведения вакцинации согласно национальному календарю прививок, в задачу врача входит оценка нервно-психического развития ребенка. Не пропускайте прием врача!
ЛЕКЦИЯ 3
Бассейн для грудничков
В ГДКП № 5 работает бассейн для грудных детей.
Занятия проводятся по методике В.А. Гутермана. По предлагаемой методике разрешается обучение плаванию в домашних условиях (желательно под контролем методиста по плаванию) не реже двух раз в месяц. Длительность комплекса занятий в домашних условиях зависит от возрастных особенностей развития ребёнка. Оптимальным возрастом для начала плавания по данной методике считается возраст с 1-го до 3-го месяца жизни
Плавание детей первого года жизни не является истинно плаванием, в основе его лежат безусловные двигательные реакции. Двигательная активность детей грудного возраста носит рефлекторный характер, способность к обучению плаванию появляется лишь в 3-4-летнем возрасте.
Плавание является средством лечебной физкультуры, сочетающим закаливающее действие водной среды с упражнениями в воде. Рефлекторные синхронные движения ногами и руками во время плавания оказывают лечебное воздействие при синдроме двигательных дисфункций. Таким образом, плавание является не только оздоровительной, но и лечебной процедурой, оказывающей положительное воздействие на становление опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Эффект напрямую зависит от регулярности и продолжительности занятий. Если Вы приступили к обучению ребёнка плаванию, Вам не следует поддаваться сомнениям, которые зачастую сеют близкие люди. Старайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку в доме в тот момент, когда Вы занимаетесь с ребенком. Во время занятия Вы должны быть положительно настроены. Нужно набраться терпения и не торопиться. Ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребёнка, он чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страх и недоверие к воде или переутомление процедурой. Родители не должны бояться, надо решительнее преодолевать свой психологический барьер.
Прежде чем приступить к занятиям, следует обязательно посоветоваться с педиатром, неврологом.
Помните, что Ваша цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье малыша.
В 3-4 мес. ребёнку ванна становится мала и он переводится в большой бассейн. Малыш в бассейне занимается вместе с мамой. В большой воде отрабатывается работа руками и ногами «кролем» и «брасом». Ныряние с бортика и самостоятельное плавание.
В 2013 году в бассейне проведен капитальный ремонт, установлена современная система очистки воды (озонирование). Эпидемиологи регулярно проверяют выполнение санитарно-эпидемиологического режима, берут смывы, пробы с поверхностей и т.д. Родители малышей проходят медицинскую комиссию каждые 3 месяца.
Температура воды в бассейне 32-34 градуса, температура воздуха 28-30 градусов. В группе занимаются по 3-4 человека. Продолжительность занятия 30 мин.
Занятия в бассейне проводит инструктор:
Медицинская сестра высшей квалификационной категории Мещангина Елена Борисовна.
Запись на занятия по телефону: +7-951-939-04-84.
Наш бассейн одним из первых в городе начал работу по программе оздоровительного плавания для малышей.
Занятия плаванием в бассейне ГБУЗ ПК "ГДКП № 5" Ролик 1.mp4
Занятия плаванием в бассейне ГБУЗ ПК "ГДКП № 5" Ролик 2.mp4
Мы будем рады видеть Вас и Вашего малыша в нашем бассейне!
ЛЕКЦИЯ 4
Вакцинация
ЛЕКЦИЯ 5
Прикорм ребенка первого года жизни
Внимание! Сроки введения прикорма необходимо согласовывать с вашим педиатром!
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни и продолжение грудного вскармливания при последующем введении прикорма.
К 4-6 месяцам жизни организм малыша начинает нуждаться в растительных белках, жирных кислотах, растительных маслах, различаю углеводах. Поэтому откладывать начало прикорма также не следует, так как его позднее введение может привести к развитию железодефицитной анемии, различным авитаминозам и задержке роста.
После ввода прикорма нельзя отказываться от кормления грудью.
Число кормлений грудью после ввода прикорма постепенно может сокращаться до одного раза в сутки, материнское молоко по-прежнему необходимо ему для нормального развития пищеварительной системы и предотвращения аллергии. Кроме того, для психологического состояния малыша очень важно, чтобы у него была возможность приложиться к груди.
Начинать прикорм в количестве 1 чайной ложки и в течение недели доводят до полного объема одного кормления. Нельзя вводить два новых продукта одновременно, так как в случае возникновения аллергической реакции будет непонятно, каким продуктом она вызвана. Блюда прикорма должны иметь пюреобразную консистенцию. С возрастом следует переходить к более густой, а позднее - и к плотной пище.
Овощное пюре
Овощное пюре может быть первым продуктом прикорма. Начинать его введение следует с одного вида продукта, например с брокколи или кабачка, а затем постепенно расширять ассортимент овощей, с добавлением цветной и белокочанной капусты; тыквы, картошки и др. На введение нового блюда прикорма отводится от 4 до 7 дней, в период введения оценивается переносимость нового продукта (стул, срыгивания, аллергия). Объем овощного прикорма зависит от аппетита ребенка и в среднем составляет до 130-170 г.
Фруктовое пюре
Яблочное (или грушевое) пюре также может использоваться как первый прикорм. Не рекомендуются различные цитрусовые, а также клубника, малина и черная смородина. До 6 месяцев ежедневный объем фруктового пюре должен составлять до 50-80 мл, а после - до 150 мл.
Злаковый прикорм
Начинать его введение следует с так называемых безглютеновых каш. Глютен (клейковина) - это растительный белок, который с трудом переваривается у детей первых 6 месяцев жизни. К глютенсодержащим злакам относятся пшеница, овес, рожь, ячмень, просо. Безглютеновые злаки - рис, гречиха, кукуруза. Таким образом, первой кашей при введении прикорма ребенка может быть рисовая, гречневая или кукурузная.
Однако не рекомендуется начинать с рисовой каши при склонности ребенка к запорам в этом случае лучше начать с гречки, так как она содержит много клетчатки и стимулирует пищеварение. Кроме этого, гречка очень питательна, содержит минеральные соли и большое количество железа, что хорошо для детей с железодефицитной анемией.
Кукурузная крупа может быть использована для разнообразия меню, особенно у детей со склонностью к запорам, так как богата клетчаткой.
Здоровым детям каши с различными добавками из фруктов и овощей рекомендуются в возрасте не ранее 6-7 месяцев.
Последовательность введения каш
Порядок здесь может быть следующий:
5-7 месяцев - рис, гречка, кукуруза;
7-8 месяцев - овес, можно начать комбинировать несколько злаков в случае их хорошей переносимости ребенком;
9-10 месяцев — ячмень (перловка), рожь, пшено.
Кашу из манной крупы можно вводить ребенку после 1 года, поскольку, несмотря на приятный вкус, манная каша снижает усвоение кальция, что способствует формированию рахита. Кроме того, в ней много глютена и мало полезных веществ и витаминов.
Кисломолочные и молочные продукты
Детский творог вводят в питание ребенка не ранее 6 месяцев (если первый прикорм вводился в 6 месяцев, то не ранее 8 месяцев). Его начинают давать с 0,5 чайной ложки (по тем же правилам, что и другие виды прикорма), через месяц доводят порцию до 30 г, а к году - до 50 г в день.
Введение детского кефира очень важно, так как употребление данного продукта способствует правильному развитию микробиоценоза кишечника, вследствие чего предупреждается дисбиоз и аллергические реакции, повышается иммунитет.
Молоко, предназначенное для прикорма ребенка первого года жизни, должно быть выработано из натурального молока без посторонних примесей (растительные жиры и т.п.) и подвергнуто пастеризации - обработке при высокой температуре.
Мясное пюре
Введение мясного пюре также очень важно - оно содержит белки, жиры, витамины А, В12, ниацин и легкоусвояемое железо. С 9 месяцев вместо мясного пюре можно использовать рыбное пюре, но не более 1-2 раз в неделю.
ЛЕКЦИЯ 6
Питание ребенка второго года жизни
Питание после 12 месяцев обычно остается 4-разовым (завтрак, обед, полдник и ужин). Еду нужно измельчать, но не так сильно, как раньше. Сохраняются правила для детей всех возрастных групп - использование гипоаллергенных продуктов. Нельзя жарить еду, кормить ребенка мясными бульонами, добавлять специи, давать острую, жирную пищу.
Иногда ребенок на некоторое время может потерять аппетит или начать отказываться от привычной для него пищи. Насильственное кормление нерационально. Лучше переждать или кормить его в этот период другой едой. Обычно через несколько дней все восстанавливается. Можно использовать более красочную посуду с различными рисунками.
Ближе к середине второго года жизни в рацион питания ребенка можно вводить джемы, варенья, пастилу и зефир (если у малыша нет аллергии). Также можно разнообразить рацион малыша сливками, сметаной, ягодами «по сезону» (если у ребенка нет аллергии).
Углеводы становятся очень важны для детей ближе к полутора годам жизни. Колбасы, сосиски и сардельки можно давать ребенку изредка и только их виды с пометкой «детские» или «для детей».
После полутора лет малышу можно начать готовить омлет из цельного яйца, а также ввести в его рацион репу или свеклу.
В рацион малыша можно вводить новые блюда из круп и картофеля, например зразы, запеканки, пудинги. Овощи теперь можно давать не только вареными или в виде пюре, но и готовить салаты из сырых овощей.
Кроме свежих фруктов, в рационе малыша могут присутствовать кисели и компоты из сухофруктов. Можно добавлять сухофрукты и в каши.
К концу второго года жизни молоко в рационе ребенка должно отойти на задний план, уступив место кисломолочным продуктам. Овощные салаты теперь можно делать не из натертых овощей, а из овощей, нарезанных мелкими кусочками. Малышу можно начать давать свежие фрукты, если у него нет аллергии.
Каши периодически нужно заменять макаронами или другими крахмалистыми гарнирами. Варить их теперь лучше не вязкими, а рассыпчатыми.
Количество пищи на прием и в сутки уже не должно быть так строго регламентировано. Важно лишь придерживаться физиологических норм питания.
А чтобы увеличить интерес малыша к еде, оформляйте ее красиво и придумывайте новые блюда для ребенка.