Школа молодых родителей

ШКОЛА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Развитие ребенка первого года жизни

1 месяцв этом возрасте ребенок про­являет несколько рефлексов, в том числе: сосательный, хватательный (сжимает палец, вложенный в его ручку), подошвенный (от­дергивает ножку, если провести пальцем по стопе). Иногда пытается поднимать голову, может задерживать взгляд на блестящем предмете или лице человека, склоненном над ним. Реагирует на звуки. Чтобы развивать его слуховое восприятие, включайте в комна­те приятную для слуха музыку, а главное, как можно больше разговаривайте с малышом! К концу первого месяца жизни он уже сможет «гулить» вам в ответ.

2 месяца - ребенок уже может непро­должительное время удерживать голову, способен прислушиваться и сам издает звуки (агукает). Если вы, подходя к кроватке, что-то говорите, малыш сразу обратит на вас внимание. Он может следить глазами за дви­жущейся игрушкой, улыбаться, провожать вас, когда вы отходите от кроватки. Оживляет­ся, когда вы общаетесь с ним; успокаивается, если дать ему грудь, взять на руки или про­сто находиться там, где он может вас видеть и слышать.

3 месяца - движения малыша становятся более произвольными, исчезают рефлексы. Он «знакомится» со своим телом, исследует лицо при помощи рук, «обнаруживает» су­ществование рук и ног. Лежа на животе, мо­жет приподниматься на локтях, удерживать голову и даже крутить ею в разные стороны. Если взять его на руки — подтягивает свое тело, если приподнять под мышки — упрется ножками в пол. Он уже способен схватить ви­сящую над кроватью игрушку и потащить ее в рот. Находит источники света и звука и сам не молчит: гулит, хнычет, кричит, смеется. Он уже отличает родителей и может вести себя так, чтобы привлечь их внимание.

4 месяца - поведение растущего человеч­ка становится богаче и разнообразнее. Он узнает маму, улыбается и лепечет в ответ на ее улыбку, интересуется своим отражением в зеркале. Уверенно хватает рукой подве­шенную игрушку, выделяет среди игрушек «любимые» и «нелюбимые». В любой позе поворачивает голову на звук или свет, пере­ворачивается (иногда только в одну сторону), передвигается в кроватке. Начинает лепетать, громко смеется, если его щекочут, и визжит от восторга, затихает, если включить музыку. Он уже может испытывать многие эмоции: страх, разочарование, радость.

5 месяцев - ребенок раскачивается, сги­бается, кувыркается, дотягивается до паль­цев на ногах и сосет их. Может продолжи­тельное время лежать на животе, надежно удерживает голову. Если его поддерживать, может сидеть. Целенаправленно хватает и тянет к себе игрушки и другие предметы, удерживает и ощупывает их, сопротивля­ется, если попробовать что-то у него ото­брать, играет во время еды. Он уже отличает своих близких от других людей, понимает, в каком тоне вы с ним разговариваете: сердито или доброжелательно. Может лепетать в такт потешкам, а среди звуков, которые он издает, можно различить гласные и некоторые со­гласные. Продолжается познание мира при помощи зрения: малыш с интересом рассма­тривает лица на картинках, внимательно ос­матривается в незнакомых местах.

6 месяцев - первая круглая дата — полго­да! Ребенок пытается ползать на животе, мо­жет подползти к игрушке, лежащей в 10-20 сантиметрах от его вытянутой руки. А глав­ное, он сам пытается сесть, приподнимаясь на руках. Может долго и тщательно изучать предметы, сравнивать их, держать кружку за ручку, играть едой. Кстати, у него уже по­являются «любимые» и «нелюбимые» блюда. Малыш внимательно прислушивается к тому, что говорят взрослые, узнает свое имя и ре­агирует на него. Настроение и эмоции ста­новятся более подвижными и могут быстро изменяться.

7 месяцев - ребенок начинает активно пол­зать (иногда задом наперед). Неплохо сидит и стоит на четвереньках. В манипуляциях с игрушками появляются элементы игры (пере­кладывание, постукивание). Малыш более уверенно пользуется руками, ногами, ртом при изучении своего тела и других предме­тов, может поглаживать свое отражение в зеркале. Он способен понять ваше «нет», ори­ентируясь по тону голоса.

8 месяцев - малыш самостоятельно садит­ся и ложится, ползает, иногда с игрушкой в руке. Умеет хлопать в ладошки, махать рука­ми, играть в «ладушки», показывать «до свида­ния». Очень любопытен, все пробует на вкус, пытается общаться со своим отражением в зеркале. Может долго играть с игрушкой или другим предметом, в том числе сидя. Он уже способен ненадолго вставать, удерживаясь за опору. Опасается чужих незнакомых людей и плачет, если попадает к ним на руки.

9 месяцев - ребенок учится ходить, прыгать и приседать, опираясь на руки взрослого или какой-то предмет. Его действия с предме­тами становятся более сложными. Он умеет рвать бумагу, сминать в ладошке глину, а если дать ему прочную картонную книгу, будет пе­релистывать страницы. Если предмет малень­кий, малыш берет его пальчиками, большие и тяжелые вещи поднимает двумя руками. Если спрятать игрушку у него на виду, он ее находит, если попытаться отобрать, будет сопротив­ляться и разными способами выражать свое недовольство. Он уже понимает многие слова, прежде всего свое имя, и старается воспроиз­водить то, что слышит (различные звуки, сло­ги). Если его хвалят за какое-то действие, он начинает его повторять.

10 месяцев - в этом возрасте малыш ста­новится настолько подвижным, что из-за этого могут возникать проблемы со сном. В то же время он начинает опасаться не­знакомых мест. Любит подражать другим людям - повторяет жесты, звуки, выра­жения лица. Может держать в руке одно­временно два мелких предмета, учится сопоставлять предметы разного размера: вкладывает один в другой, изучает содержи­мое ящиков. Начинаются игры с водой.

11 – 12 месяцев – ребенок не только ходит - он может недолгое время стоять без посто­ронней помощи. Начинает самостоятельно пить из чашки, разбирать и собирать пира­мидки, складывать кубики, отталкивать мяч, который подкатился к нему — таким обра­зом, вы можете играть с ним в мячик. Малыш пока пользуется собственным «жаргоном» из «слов», понятных только ему и маме. Ему уже можно что-то запретить, он понимает слово «нельзя» и может выражать свои желания не только плачем. Может отказаться от еды, если она ему не нравится или он не хочет, чтобы его кормили с ложки, и вообще начинает «ка­призничать». Таким способом он старается донести до вас информацию о своих потреб­ностях, ведь пока он полностью зависит от вас. Помните, что все показатели достаточно условны. Даже если ваш ребенок развивает­ся не так быстро, как вам хотелось бы, в лю­бом случае за первый год жизни он научился очень многому. Радуйтесь успехам вашего малыша.

 

ЛЕКЦИЯ 2

В доме появился малыш

Малыш родился! Тем, кто теперь стали мамой и папой, предстоит «испытать» - что же такое быть родителями. Им нужно нау­читься ухаживать за ребенком, заботиться о нем, воспитывать и, конечно же, делиться собственным опытом. Это предстоит делать не только молодым родителям, но и ближай­шим родственникам.

Всё ли вы приготовили дома для появле­ния в нем маленького существа? От тщательности подготовки к приему ребёнка дома за­висит здоровье малыша, особенно в первые дни его жизни. Основное требование заклю­чается в соблюдении чистоты.

Начинайте с приведения в порядок дет­ской комнаты, потому что с появлением в ней ребенка он становится хозяином поло­жения, а от чистоты и правильности расста­новки мебели будет зависеть ваше спокой­ствие. И в дальнейшем в ней необходимо ежедневно поддерживать порядок и делать влажную уборку. Забудьте про веник: при пользовании им поднимается пыль, а с ней повышается вероятность заболевания ново­рожденного. Проветривайте комнату. Сле­дите за чистотой окон, не загораживайте их цветами, плотными шторами - дайте доступ свету, солнечным лучам.

Детская кроватка - колыбель ребенка, и она дает ему первое представление об окру­жающем мире. Поэтому поставьте кроватку в самой светлой части комнаты. Избегайте при этом близкого присутствия источника отопления, чтобы ребенок не перегревался. Матрасик в кроватке должен быть жестким, а постель ровной. Это залог правильного формирования позвоночника малыша. Ча­ще проветривайте и выбивайте матрасик. Не закрывайте кровать занавесками или пе­ленками - это затрудняет доступ к ребенку воздуха и света.

Белье ребенка, даже новое, следует пред­варительно выстирать и прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Хранить его надо от­дельно от белья взрослых. Малышу требует­ся несколько одеял: теплое (шерстяное или ватное) и легкие (байковое и тканевое). Все они должны иметь пододеяльники.

Кроме белья и одежды ребенку необхо­димы свои предметы туалета. Для купания и гигиенических процедур необходимо иметь детскую ванночку, термометр для воды и воздуха, два больших банных по­лотенца, махровую рукавичку, щетку для волос, детские ножницы, детский крем.

Чтобы сохранить здоровье ребенка, не­обходимо окружить его любовью и заботой. Соблюдайте чистоту в доме, внимательно наблюдайте за самочувствием ребенка, его поведением и развитием, немедленно обра­щайтесь к врачу, если заметили какие-либо симптомы болезни или необычное поведе­ние, позаботьтесь о том, чтобы ребенок пра­вильно и достаточно питался, много спал и отдыхал, закаляйте ребенка, организуйте ему прогулки, физические упражнения, игры, постоянно ласково общайтесь с малы­шом. Не отказывайтесь от прививок - сегод­ня это надежная, а иногда и единственная, защита от многих инфекционных болезней.

В течение первого года жизни необходи­мо ежемесячно посещать врача-педиатра, чтобы знать, как развивается ребенок, сво­евременно выявить различные заболевания или пороки развития и принять адекватные меры. После достижения ребенком возрас­та одного года педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц. Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет. Кроме обще­медицинского осмотра, проведения вакци­нации согласно национальному календарю прививок, в задачу врача входит оценка нервно-психического развития ребенка. Не пропускайте прием врача!